Дорогие братья и сестры, добрый день!
В прошлом месяце декабре и в начале января мы праздновали Адвент и потом Рождество: тот период в литургическом году, когда пробуждается в народе Божьем надежда. Надеяться это главная потребность человека: надеяться на будущее, верить в жизнь, так называемое «позитивное мышление».
Но важно, чтобы такая надежда была обращена к тому, кто действительно может помочь жить и дает смысл нашему существованию. И поэтому Святое Писание призывает нас опасаться ложных надежд. Ложных надежд, которые мир нам подает, скрывая их тщетность и демонстрируя их безрассудность. И Писание говорит об этом разными способами, но, в первую очередь, обличая ложность идолов, которым человек постоянно пытается довериться, превращая их в объект своих чаяний.
Особенно упирали на это пророки и мудрецы, затрагивая больное место пути веры для верующего. Потому что вера это верить в Бога – у кого есть вера, тот доверяется Богу – но приходит момент, когда человек, встретившись с трудностями жизни, пробует на прочность эту веру и чувствует потребность в других способах увериться, ощутимой защите, конкретной. Я доверяюсь Богу, но ситуация довольно тяжелая и мне нужна уверенность чуть более конкретная. И вот тут кроется опасность! И вот нас уже искушает поиск утешения, даже эфемерного, которое вроде бы заполнит пустоту одиночества и облегчит усталость от веры. И мы думаем о возможностях найти их в защите, которую, например, дают деньги, в союзах с власть имущими, в светской деятельности, в ложных идеологиях. Иногда мы их ищем в богах, которые могут уступить нашим запросам и магическим образом вмешаться, чтобы изменить реальность и сделать ее такой, как нам хочется; конечно, идол, который сам по себе ничего не может сделать, бессилен и обманчив. Но нам нравятся идолы, так нравятся!
Однажды, в Буэнос-Айресе, мне пришлось пройтись от одной церкви в другую, тысяча метров, примерно так. Я прошелся, пешком. И дорога шла через парк, а в парке стояли маленькие столы, множество их, множество, за которыми сидели ясновидцы. И вот… Было много людей, даже в очередях стояли. Толпы. И вот, ты даешь им руку и он начинает, но текст был всегда один и тот же: в твоей жизни есть женщина, есть тьма, что приближается, но все будет хорошо… И потом платишь. И вот это тебе даст уверенность? Эта уверенность – прошу прощения за слово – глупца. Это и есть идол. Идти к ясновидцам, что читают по картам – я знаю, что никто из вас так не поступает – и всё будет прекрасно. Мне приходит на ум фильм «Чудо в Милане» и там … «какое лицо, какой нос! Сто лир». И тебя заставляют платить за то, что восхищаются тобой и дают тебе ложную надежду. И это есть идол! Когда к нам так пристают, мы покупаем эти ложные надежды. В то время как есть надежда безвозмездная, что нам принес Иисус Христос, безвозмездно даровав нам жизнь, и при этом мы иногда не верим в нее.
Псалом, полный мудрости, описывает нам довольно ярко ложность этих идолов, что мир нам предлагает в ответ на наши надежды и которыми соблазняются люди во все времена. Это псалом 113, где говорится:
«А их идолы - серебро и золото,
дело рук человеческих.
Есть у них уста, но не говорят;
есть у них глаза, но не видят;
есть у них уши, но не слышат;
есть у них ноздри, но не обоняют;
есть у них руки, но не осязают;
есть у них ноги, но не ходят;
и они не издают голоса гортанью своею!
Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них!» (ст. 12-16)
Автор псалма представляет нам в довольно ироничной манере полностью эфемерную реальность этих идолов. И мы должны понимать, что речь не идет только об образах из металла или иных материалов, но также и о тех, что создает наш разум, когда мы доверяемся ограниченной реальности, которую возводим до абсолюта или когда низводим Бога до наших схем и наших представлений о божественности; до того бога, что похож на нас, понятен, предсказуем, именно такой, как и идолы, о которых говорит псалом. Человек, образ Божий, сотворяет себе бога по своему подобию, и этот образ неудачный: он не слышит, не действует и более того, не может говорить. Но мы более довольны тем, что идем к идолам, нежели к Господу. И так часто мы довольствуемся эфемерными надеждами, что дарит этот ложный идол, нежели большой и верной надеждой, что дарует нам Господь.
Надежде на Господа жизни нашей, что своим Словом создал мир и управляет нашим бытием, противопоставляется вера в немые призраки. Идеологии с их претензиями на абсолютность, богатство – и это огромный идол, - сила и успех, тщеславие с их иллюзиями вечности и всевластия, ценности вроде физической красоты и здоровья, когда они становятся идолами, которым приносят в жертву всё, становятся реальностью, которая запутывает сознание и сердце и взамен того, чтобы благоприятствовать жизни, ведут к смерти. Тяжело слышать и больно в душе, когда, как однажды было со мной, я услышал в епархии Буэнос-Айреса: одна женщина, хорошая женщина, очень красивая, да, хвасталась своей красотой, обсуждала, словно бы это естественно: «Ах да, мне пришлось сделать аборт, потому что моя фигура очень важна». Это и есть идолы, они ведут неверным путем, они не приносят счастья.
Послание псалма очень ясное: если ты полагаешься в надежде на идолов, ты станешь как они - пустые образы с руками, что не осязают, ногами, что не ходят, ртами, что не могут говорить. И тебе уже нечего сказать, ты становишься бессильным помочь, изменить вещи, неспособным улыбаться, даровать, неспособным любить. И даже мы, люди Церкви, так же рискуем, когда предаемся большей «светскости». Нужно оставаться в миру, но защищаться от иллюзий мира, что и есть идолы, которых я упоминал.
Как далее говорится в псалме, нужно поверить и надеяться на Бога, и Бог дарует благословление.
Так сказано в псалме:
«Дом Израилев! уповай на Господа […]
Дом Ааронов! уповай на Господа […]
Боящиеся Господа! уповайте на Господа [...]
Господь помнит нас, благословляет нас». (ст. 17-20)
Всегда Господь помнит нас. Даже в тяжелые моменты, он помнит нас. И это наша надежда. А надежда не обманывает. Никогда. Никогда. Идолы обманывают всегда: они суть выдумка, они нереальны.
И вот потрясающая реальность надежды: доверяясь Господу, становишься как Он, его благословление нас превращает в его детей, что разделяют с ним жизнь. Надежда на Бога ведет нас, так сказать, в сияние деяний его памяти, что нас благословляет и спасает. И вот можно вознести аллилуйя, восхвалить Бога живого и истинного, что ради нас родился у Марии и умер на кресте и воскрес во славе. И в этом Боге вся наша надежда, и этот Бог – не идол – никогда не обманет. Спасибо.